Московское Дайв-Шоу 2018 года подтвердило свой полноценный и заслуженный статус главной площадки в России и в целом в странах экс-СССР. Собрались ведущие игроки и ритейла, и дайв-туризма из России, Белоруссии, Украины (и их было немало, вопреки предубеждению), из Прибалтики, из Казахстана, из Азербайджана. Приезд в Москву удобен для развития бизнеса на всех этих территориях. Местные рынки согласны решать вопросы через Москву.
На фоне основного потока посетеителей из Моcквы и подмосковья были заметны гости из других городов и регионов, а также из-за рубежа.
Выставка растёт. Заметно приросло количество участников, максимально расширилась площадь – заняли все три смежных павильона, разрослась развлекательно-культурная зона: шоу должно быть шоу! Два больших экрана, насыщенная программа показов и выступлений – залог хорошего настроения у посетителя. Время, проведённое на выставке, потрачено с максимальной пользой.
Зримый рост новых форматов. В прошлом году те, кто имеет отношение к воде, но не под, а над поверхностью – яхтсмены, сёрферы, SUP – выставлялись в пробном порядке, прощупывали почву. В этом году все они – полноправные участники и настоящее украшение выставки. Смешение стилей – примета времени. Яхтенные шкиперы запускают дайв-регаты, райдеры на досках предлагают дайверам размяться на волнах между погружениями, подводные фотографы делают съёмки сёрферов изнутри волны, дайв-боты делают кайт-сафари. Отзывы у водников и яхтсменов самые хорошие: надводное направление обещает и далее прирастать новыми участниками. Теперь уже официально: слоган 2019 года будет – Выставка Водного Человека, а не только лишь подводного.
Шкипер Михаил Савельев, Русский Яхтенный Центр (Пиратский Парусный Фестиваль, Русская Парусная Неделя Volvo):Нереально крутая выставка. По сравнению с ней те, в которых мы принимали участие до этого, наши, яхтенные – не тянут. Удивлён, что такая огромная масса людей пришла сквозь лёд и зиму в Сокольники. Очередь на вход три дня подряд – это главный показатель.
Дмитрий Орлов, группа RuDIVE:Благодарим организаторов Moscow Dive Show за этот дайверский праздник, за грамотную организацию и активное продвижение выставки. В этом году приехало много зарубежных экспонентов и коллег из регионов. А это значит, что выставка отлично выполняет свою функцию центральной площадки для встреч и общения профессионалов и любителей российской дайвинг-индустрии. Мы подтверждаем своё участие в 2019 году – и уже начинаем готовиться.
Сергей Артёменко, Клуб «Крокодил»: Каждый раз на Moscow Dive Show клуб Крокодил на своем стенде старается порадовать посетителей яркими новинками на карте дайверского туризма. В этом году мы пригласили в Москву наших португальских друзей, организующих погружения на Кабо-Верде и Азорах, команду индонезийского парусника и гуру спортивной рыбалки на Мальдивах. На Moscow Dive Show 2019 готовимся рассказать про Джибути и про другие удивительные и малоисследованные отечественным дайвером направления. Выставка с каждым годом становится всё лучше и лучше, в этом большая заслуга и организаторов, и всех участников. Впечатления посетителей и участников исключительно позитивные – значит движемся в правильном направлении. До встречи в феврале 2019-го!
Расширение ассортимента и видового разнообразия – и по системам обучения, и по снаряге, и по туризму. Новые лица, новые международные бренды – и, что особенно ценно, новые отечественные производители. Важный момент уникальности выставки: тут можно увидеть то, чего ещё нет ни в магазинах, ни в турбюро, ни даже на официальных сайтах.
Приличный рост предложения по внутреннему дайв-туризму. Традиционно активны прибрежные кластеры: Белое-Баренцево, Дальний Восток, Камчатка.
Moscow Dive Show похоже и на BOOT в Дюссельдорфе, и на Salon de la Plongée в Париже, удачно сочетая площадку для B2B с активным маркетом товаров и туризма: поток живых денег ещё никому не вредил. Особенно это полезно для сафари-ботов и дайв-ресортов: они не только находят местных дилеров среди дайв-клубов и туркомпаний, но и набирают портфель предварительных бронирований от частников, сразу подкреплённый депозитами.
Уникальные мероприятия на выставке. Кроме многочисленных выступлений на главной сцене, стоит отметить показы видео торжественного затопления самолёта Hercules C-130 в Акабе: этот новый красноморский рэк встал на вечную стоянку в присутствии делегации дайв-лидеров из пяти стран, которую собрала редакция «Предельной Глубины» по приглашению Администрации Особой экономической зоны Акаба. Вот уже второй год подряд Иордания – страна-партнёр выставки Moscow Dive Show.
Общая атмосфера. Позитивнейший фидбэк и от посетителей, и от участников. Самая популярная фраза: «Это была лучшая выставка за последние 15 лет!»
Конверсия увлечений. Надводная часть выросла в разы, доски, каяки, лодки с парусами и без стали заметны в выставочных интерьерах. И уже не как специальные гости, а как свои среди своих же. Пусть среди дайверов и фридайверов пока обнаружилось всего 8% яхтсменов и райдеров, но зато среди водников – 68% подводников. Взаимопроникновение активностей налицо, и всем удобно быть на одной площадке – на Выставке Водного Человека.
Пришло более 22 тысяч посетителей, часть из них дважды и более. Выставились 245 компаний из 27 стран.
Важнейшая цифра: 11% отметили в опросе пункт «Пришёл на выставку выбрать увлечение» – вот именно ради них не щадили ни сил, ни денег на продвижение в широких медиа: радиостанции, рекламные видеощиты, городские порталы, газеты, афиши. Это потенциал роста. Общее количество новичков, кто ныряет первый-второй год – это и есть свежая кровь, таких 15%, вот настолько примерно и вырос за два года рынок. При таком потенциале – это хорошая конверсия.
Дайвинг, как и яхтинг – занятие для достатка выше среднего, и достаток этот достигается в соответствующем возрасте. Как и везде в мире, основу водной публики составляют люди от 30 до 50 лет, таких на выставке было две трети. Зато молодые относительно преобладали, например, во фридайвинге, а также среди тех, кто только выбирает себе подводное или водное занятие.
Среди дайверов (заявивших дайвинг как занятие – синие блоки на диаграмме) в целом преобладали люди старшего возраста (медианный возраст 42 года), и мужчин среди дайверов в среднем более двух третей. В то же время у новичков, пришедших на выставку, по их собственному заявлению, выбрать увлечение (красные блоки на диаграмме) заметен перевес молодых: медиана 39 лет, а мужская и женская публика почти поровну. Зато мужчины полностью доминируют среди подводных фотографов (женщин менее четверти) – а среди техно-кейв-рэк-дайверов мужчин вообще восемь из девяти.
Начинающие первого и второго года занятий – это 16%, то есть это оценка роста рынка за прошедшие два года. При десятипроцентном потенциале роста это более чем ощутимая конверсия. Доля женской публики заметно убывает с ростом опыта: мужчины чаще остаются верны своему увлечению – а может, они позже достигают зрелости, то есть дольше остаются мальчишками.
Как минимум четверо из пяти (а то и 9 из десяти) выезжали в 2017 году нырять за границу, при этом 46% нырявших погружались в 2017 году в Египте, а половина из них (23%) не выезжали больше никуда, только в Египет. Да, Египет по-прежнему стоит отдельно как наиболее массовое направление для русскоязычного дайвера: сила привычки велика, и усложнение перелётов ничуть не помеха. Вместе с тем, в статистике впервые заметна и Иордания: Акаба – это и северные ворота Красного моря, и береговая программа уровня настоящих чудес света. С марта Акаба становится на шаг доступнее: открываются регулярные рейсы Turkish Airlines через Стамбул, и эта доступность вкупе с целенаправленными усилиями администрации наверняка найдеё отражение в статистике этого года.
Появление в списке Соединённых Штатов – вовсе не сенсация: существенная часть этого трафика приходится на микронезийский остров Гуам, через который проходят маршруты на Яп, Палау, Трук и другие тихоокеанские направления. Здесь тоже не обошлось без промо-усилий местного туристического ведомства.
Общая же география весьма сегментирована: топ-10 покрывают около 75% всего разнообразия направлений, ещё 25% нырявших выбирали другие места на карте. За пределами топ-10 остались, например, Мексика и Куба, хотя их потенциал весьма велик.
Даты Moscow Dive Show 2019 уже назначены: с 31 января по 3 февраля, с четверга по воскресенье. Место то же самое: Сокольники, павильоны 4, 4.1 и 4.2, почти 10 тысяч квадратных метров. Будет ещё лучше и праздничнее!
Вот что уже точно известно про выставку 2019 года: три премьеры. В четверг – первая прямая трансляция из бассейна: финал чемпионата «Подводная Башня». Вечером пятницы – первый устричный батл среди черноморских и дальневосточных ферм. И первый воскресный фестиваль водных фильмов Short Water.
Бронировать стенды на Moscow Dive Show 2019 можно и нужно по мейлу sale@diveshow.ru – а текущие актуальные новости выставки читать на сайте diveshow.ru