Восьмая выставка водного человека, несмотря и вопреки всем штормам и катаклизмам, прошла с 9 по 12 февраля на исторической площадке в Гостином Дворе. Редакция «Предельной Глубины» на правах устроителя подводит итог и даёт старт новому подводному сезону.
Живая подводная материя год от года находит формы самоорганизации сообразно моменту, и Moscow Dive Show – по-прежнему главнейшая отраслевая площадка и в России, и в целом по экс-СССР. Потеряли участников и посетителей из Украины, но остальные регионы показали сплоченность рядов – дайвлидеры, подводный ритейл и туркомпании из Беларуси, Казахстана и стран Балтии не пропустили выставку. И это важнейший показатель актуальности мероприятия для индустрии в век всепоглощающего он-лайна.
УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ
Общее количество экспонентов — 186 компаний из 21 страны. Это чуть меньше, чем в 2022 году, но очень много для текущего исторического момента. Выставка прошла ярко и насыщенно, не для галочки – десятки роликов о выставке и выступлениях на ней уже опубликованы на YouTube-канале выставки:
https://www.youtube.com/@MOSCOWDIVESHOW
Официальное присутствие туристических министерств дружественных дайвингу стран (Мальдивы, Малайзия, Куба) – важный и для выставки, и для дайв-сообщества знак поддержки. Но принципиально новое явление – широкое представительство отечественных регионов. Такого внутрироссийского географического размаха выставка еще не видела. Главные водные кластеры в разы нарастили, как суммарную площадь стендов, так и общее количество экспонентов.
Самый большой рост зафиксирован по дальневосточному региону – Сахалин, Монерон, Приморье, Владивосток представили, как хорошо известные маршруты, так и абсолютно новые идеи, включая варианты путешествий по территориям нацпарков и заповедников.
Второе место в рейтинге у дайвцентров и туркомпаний Баренцева и Белого моря. Стоит отметить и ярких новичков выставки – уникальный проект подводного парка Янтарный из Калининграда. Общий итог —отечественный туризм занял треть выставочной площади, отведённой под экспонентов из турбизнеса.
В целом же площадь среди экспонентов распределилась вполне традиционно: более трети всей квадратуры приходится на подводное снаряжение (36%), примерно по четверти на обучение (28%) и туризм (26%). Если же откладывать по другой оси, то по дайверскому профилю было занято более двух пятых выставочной площади (41%), по одной пятой досталось фридайвингу и подводной охоте (по 20%), а остальное пространство пришлось на другие водные и смежные активности.
ПОРТРЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ
Суммарный поток за 4 дня работы Moscow Dive Show приблизился к 20 тысячам, фактически вернувшись на докарантинный уровень и отыграв прошлогодние потери, вызванные внезапным введением входного QR-контроля. Рост по сравнению с 2022 годом чуть больше 10%.
Заметна доля нестоличных посетителей – тех, кто специально приехал в Гостиный двор на выставочный уик-энд из Петербурга, а также и из других городов и даже стран. Выставка – событие национального и международного масштаба. О выставке знают и заранее включают её в свой календарь.
Среди посетителей выставки традиционно преобладают дайверы, а в целом подводники всех мастей составляют от общего потока пять шестых (82%). Соотношение мужской и женской публики сильно отличается: самое женское занятие – фридайвинг, самое мужское – подводная охота. А среди пришедших выбрать увлечение – мужчин и женщин почти поровну, хотя женщин чуть больше.
Посетителей, отметивших пункт «Новичок. Пришел выбрать увлечение» в этом году было 21% – важный потенциал роста: именно им предстоит стать новыми водниками и подводниками.
Подсчитали количество универсалов, отметивших в анкете сразу несколько увлечений. Почти половина фридайверов (45%) – ещё и дайверы, а каждый третий фридайвер (30%) – ещё и подводный охотник, хотя среди дайверов любителей подводной охоты всего 12%.Яхтсменам и сёрферам, пришедшим на выставку, отнюдь не чужды и подводные занятия: двое из трёх (64%) указали, что у них есть и подводные увлечения – дайвинг, фридайвинг, охота или подводное фото.
Субботний день выставки самый загруженный: на субботу приходится пик и семейного посещения, и культурно-развлекательной программы. Зарегистрированные повторные посетители составляют почти три четверти (72%), а более четверти посетителей (26%) ходят на выставку регулярно уже несколько лет.
ГДЕ МЫ ПУТЕШЕСТВУЕМ?
Все посетители Moscow Dive Show в обязательном порядке отвечают на вопросы небольшой анкеты. Да, это несколько затрудняет процесс прохода на выставку и вызывает ропот, но иначе не добыть столь важные цифры, показывающие изменения в жизни водных людей.
Представляем новый рейтинг стран, составленный по итогам путешествий, совершенных в 2022 году посетителями Moscow Dive Show.
Египет по-прежнему непобедим и стабильно лидирует по популярности. Прямые перелёты уже не ограничены ни карантином, ни авиабезопасностью, но доля египетских поездок просела по сравнению с карантинным 2021 годом с 55% до 32%. Свою часть откусили другие страны, куда открылись авиаперелеты в 2022 году. Турция и Мальдивы сохранили серебро и бронзу рейтинга.
Мальдивы на Moscow Dive Show
Важнейшая цифра, показывающая общую транспортную активность водного сообщества это пропорция между выезжавшими и не выезжавшими за пределы страны. В 2022 году путешествовали за границей 45%, тогда как в 2021 году их было 51%.
Подсчитали и количество выезжавших отдельно по категориям. Больше всего заграничных поездок сделали дайверы (53%) и яхтсмены/серферы (54%), чуть меньше процент у фридайверов (48%) а меньше всего любителей заморских водоемов у подводных охотников (29%).
Общая география поездок существенно расширилась: топ-10 не покрывают и двух третей (63%) всего разнообразия дайв-направлений. В топ-10 вернулись Вьетнам и Шри-Ланка. Куба, Индонезия, Филиппины и Кипр во второй десятке, а на последнем месте предсказуемо США, которые год назад замыкали топ-10.
Если в карантинный год популярность направлений определялась прежде всего их технической и санитарной доступностью – то при новых ограничениях решающее значение снова имеют авиарейсы – прямые (как в Египет или в ОАЭ) либо с удобной стыковкой в Стамбуле и в тех же странах Залива.
По внутрироссийским путешествиям Черное море осталось в лидерах, подрос Дальний Восток – в 2022 году каждый десятый успел побывать на Сахалине, Камчатке, Владивостоке или Курилах, а есть и те, кто умудрился добраться даже до моря Лаптевых.
ПРОФЕССИОНАЛЫ НА ВЫСТАВКЕ
Среди гостей (не считая экспонентов) отметились более 1600 профессионалов водного и подводного дела – прежде всего владельцев и менеджеров дайв-клубов и дайв-шопов, а также практикующих дайв-инструкторов. Из них 1438 человек зарегистрировались заранее, заполнили традиционный опросник и получили бейдж Professional. И это новый рекорд, на прошлой выставке был выдан 1161 бейдж.
В негласном соревновании среди систем обучения без сюрпризов – пьедестал по-прежнему делят NDL, PADI и CMAS.
ЗАПОВЕДНИКИ И НАЦПАРКИ
Организация рекреационного туризма на охраняемых территориях это быстро набирающий обороты тренд, которому на Moscow Dive Show 2023 было посвящено особое внимание. Дайвинг и фридайвинг идеальны с точки зрения минимального давления на экосистему. Подводные туристы позволяют пополнять бюджеты заповедников, что важно для осуществления ими новых проектов.
Экспедиционные круизы на судне Профессор Хромов, которые пройдут в 2023 году под флагами журнала Предельная глубина по Дальнему Востоку и Курилам, яркий пример подобной координации сразу с несколькими заповедниками и нацпарками.
В рамках круглых столов представители заповедников, а также федеральных ведомств —Росзаповедцентра и Минвостокразвития— поделились перспективными планами и ответили на острые вопросы участников туриндустрии. Запись этих встреч также ищите на YouTube-канале выставки.
ВОДОЛАЗНЫЙ ПРОЕКТ
Это совместное начинание Moscow Dive Show и журнала «Нептун XXI век»: на специальной площадке соединились и показали свой арсенал гражданские и военные водолазы, водолазные врачи, спасатели, специалисты по судоподъёму. Вот уже второй год выставка даёт представителям разных подводно-технических ведомств редкую возможность очно встретиться на специальной площадке, чтобы согласовать совместную повестку, переговорить с производителями снаряжения, найти подрядчиков для подводных работ.
На стендах можно было посмотреть и потрогать оборудование для подводно-технических работ, профессиональные ребризеры, водолазные шлемы, а также подлёдные гидрокостюмы с электроподогревом и спасательное оборудование для операций особого риска. Была открыта подача заявок на работу в водолазно-технических компаниях и организациях: переход из спортивного дайвинга в коммерческий – отличная карьерная возможность.
Среди новинок, представленных в рамках водолазного проекта, можно отметить первый отечественный регулятор Stribog R-21 от компании DeepWater (пока штучный товар, но уже к лету 2023 года ожидается первая серийная партия) и тактический металлоискатель-амфибию «Альфамарин 5000», производства компании «Метаскан».
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА
На главной сцене и в конференц-зале в общей сложности выступили более тридцати спикеров, среди них амбассадоры выставки Ахмед Габр (абсолютный рекордсмен мира по погружениям с аквалангом) и Алексей Молчанов (многократный чемпион и рекордсмен мира по фридайвингу), министры туризма Сахалинской и Калининградской области — Артём Александрович Лазарев и Андрей Викторович Ермак, Иван Гурылёв(подводный охотник и путешественник, ныряющий на Чукотке с 2004 года),легендарный яхтенный капитан Николай Андреевич Литау (кавалер ордена Мужества, руководитель и капитан трёх кругосветных экспедиций на яхте «Апостол Андрей»).
Перешли в руки новых героев глубины подводные Оскары. Среди лауреатов: подводный исследователь Константин Богданов и вся разведывательно-водолазная команда, фридайвер-рекордсмен Алексей Молчанов, подводный охотник Иван Гурылёв, юные высокогорные дайверы-рекордсмены Павел Изотов и Андрей Кашин, парадайвер Ринат Черниченко, водолаз-спасатель Андрей Терехов, подводный фотограф Андрей Носик, айс-дайвер Евгений Полухин.
Культурная программа вместила более тридцати часов видео о дайвинге, фридайвинге, подводной охоте, парадайвинге и парафридайвинге без учёта повторных показов. Особое внимание было уделено детям: морской биолог Константин Неверов традиционно привёз на выставку образцы подводной микрофауны, которая на глазах публики активно поедала друг друга, а весь процесс транслировался на большой экран к радости детской аудитории.Здесь же, на острове микроскопов, ежедневно проводились познавательные лекции и викторины. По соседству, на книжном острове юные посетители выставки выбирали книги на морскую тематику от известных московских издательств.
В конференц-зале было проведено более двадцати специальных семинаров и тематических мастер-классов – в том числе по подводной фотографии.
На выставке подводной фотографии демонстрировалось более сотни фоторабот.
ДИКАЯ ДИЧЬ ИЛИ ВКУСНАЯ СТОРОНА ШОУ
Ярмарка деликатесов – это вкусы и запахи настоящей экспедиции в дикие неизведанные места. Что за путешествие без гастрономических открытий! Устрицы и фаршированные улитки, рыба холодного и горячего копчения, икра, охотничья дичь, домашнее варенье из разных ягод и не только ягод, несколько видов ароматного мёда, грибы и соленья ручной работы. Этот кулинарный телепорт мгновенно переносит гостя в заповедные места.
ДО ВСТРЕЧИ ЧЕРЕЗ ГОД!
Даты девятой выставки
Moscow Dive Show 2024 уже назначены:
с 8 по 11 февраля, с четверга по воскресенье. Место то же самое: Гостиный двор, почти 10 тысяч квадратных метров полезной площади. Подготовка уже стартовала. К маю обновляется планировка, и с этого момента не подтверждённые депозитами стенды открываются для свободного букирования.
Важно напомнить: Moscow Dive Show – единственная водная выставка планеты, которая ни разу не была отменена ни в карантин, ни после, и полноценно проводилась в оффлайне в 2020-2023 годах.
Бронировать стенды на
Moscow Dive Show 2024 можно и нужно по мейлу
info@diveshow.ru – а текущие актуальные новости выставки читать на сайте
diveshow.ru