После двух карантинных сезонов Moscow Dive Show по-прежнему на плаву как главная, главнейшая отраслевая площадка и в России, и в целом по экс-СССР. Собрались ведущие игроки ритейла и дайв-туризма из России, Белоруссии, Украины (их было немало), из Прибалтики, из Казахстана, из Азербайджана. Ежегодный приезд в Москву был и остаётся удобен для развития бизнеса на всех этих территориях. Местные рынки согласны решать вопросы через Москву.
Среди посетителей выставки традиционно преобладают дайверы: а в целом подводники всех мастей составляют от общего потока шесть седьмых (86%). Соотношение мужской и женской публики сильно отличается: самое женское занятие – фридайвинг, самое мужское – подводная охота. А среди пришедших выбрать увлечение – мужчин и женщин почти поровну, хотя женщин чуть больше.
Эти 15% – важный потенциал роста: именно им предстоит стать новыми водниками и подводниками.
Субботний день выставки – традиционно самый загруженный: на субботу приходится пик и семейного посещения, и культурно-развлекательной программы. Зарегистрированные повторные посетители составляют более двух третей (67%), а более четверти посетителей (26%) ходят на выставку регулярно, третий-четвёртый-пятый-шестой-седьмой год.
Заметная доля нестоличных посетителей – тех, кто специально приехал в Гостиный двор на выставочный уик-энд из Петербурга и из других городов и даже стран. Выставка – событие национального и международного масштаба. О выставке знают – и заранее включают её в свой календарь.
Суммарный поток за 4 дня работы Moscow Dive Show превысил 18 тысяч. Действовавшие на момент проведения выставки (и вскоре отменённые) жёсткие санитарные требования с обязательной проверкой QR-кодов заметно сказались на итоговом количестве посетителей. При этом введены меры были всего за несколько недель до даты открытия, когда ждали, наоборот, ослабления карантинного режима. Тусовка встретила эти строгости без энтузиазма. В соцсетях звучали громкие заявления о принципиальном отказе от посещения Гостиного двора в таких условиях. Так или иначе – не досчитались минимум 20% от планируемого.
Среди гостей (не считая экспонентов) отметились более полутора тысяч профессионалов водного и подводного дела – прежде всего владельцев и менеджеров дайв-клубов и дайв-шопов, а также практикующих дайв-инструкторов. Из них примерно 1200 зарегистрировались заранее, заполнили традиционный опросник и получили бейдж Professional.
На момент проведения выставки не было речи об ограничениях со стороны международных систем сертификации для отечественных дайверов. Какова будет картина через год с учётом возможных инструкторских кроссоверов – едва ли стоит гадать: Moscow Dive Show покажет.
Вопреки всем транспортным ограничениям – седьмая выставка Moscow Dive Show зафиксировала новый рекорд: 249 экспонентов прибыли из 32 стран – в том числе, например, из Италии, Испании, Польши, Эстонии, из Мексики, с Филиппин, из Южной Африки, из Индонезии, из Доминиканской республики, из Египта, Иордании и Китая. При этом Куба, Малайзия, Кипр, Мальдивы были представлены на уровне национальных туристических ведомств.
Это совместное начинание Moscow Dive Show и журнала «Нептун XXI век»: на специальной площадке соединились и показали свой арсенал гражданские и военные водолазы, водолазные врачи, спасатели, специалисты по судоподъёму. Вот уже второй год выставка даёт представителям разных подводно-технических ведомств редкую возможность очно встретиться на специальной площадке, чтобы согласовать совместную повестку, переговорить с производителями снаряжения, найти подрядчиков для подводных работ.
На стенде можно было посмотреть и потрогать оборудование для подводно-технических работ, профессиональные ребризеры, водолазные шлемы, а также подлёдные гидрокостюмы с электроподогревом и спасательное оборудование для операций особого риска. А ещё была открыта подача заявок на работу в водолазно-технических компаниях и организациях: переход из спортивного дайвинга в коммерческий – отличная карьерная возможность.
На главной сцене и в конференц-зале в общей сложности живьём выступили более тридцати спикеров, среди них амбассадоры выставки Ахмед Габр (абсолютный рекордсмен мира по погружениям с аквалангом), Алексей Молчанов (многократный рекордсмен мира по фридайвингу), Михаил Коростелёв (лауреат премии Underwater Photographer of the Year), подводный исследователь Оксана Истратова.
Культурная программа вместила более тридцати часов подводного и парусного видео без учёта повторных показов. Особое внимание было уделено детям: научно-познавательные демонстрации подводного микромира, традиционный уголок подводного рисования, а также плавающие и ныряющие уcтройства в демонстрационном бассейне.
В конференц-зале проведено не менее двадцати специальных семинаров и тематических мастер-классов – в том числе по подводной фотографии. Была развёрнута рекордная подводная фотоэкспозиция – в общей сложности более двухсот фоторабот.
Выставочная ярмарка деликатесов – это вкусы и запахи настоящей экспедиции в дикие неизведанные места. Что за путешествие без гастрономических открытий! Морепродукты, плоды и ягоды, охотничья дичь, местные варенья и соленья ручной работы. Этот кулинарный телепорт мгновенно переносит гостя в заповедные места.
Таймырская и камчатская рыба холодного и горячего копчения, вяленая и сушёная. Фермерские сыры: пармезан, сулугуни, адыгейский. Русский хамон, алтайский мёд, луговые и горные травы. Это если коротко.
А вот ассортимент дичи и фермерского мяса: конина, баранина, лосятина, оленина, кабанятина, медвежатина, глухаря, дикий гусь и утка, косуля, перепел, рябчик, фазан, кролик и даже страус.
Надводная часть Moscow Dive Show занимала в этом году куда больше места, чем надводная часть айсберга. Для яхтсменов, райдеров, лодочников это вообще единственная площадка, не сгинувшая в два карантинных года.
Гостиный двор никогда прежде не вмещал столько байдарок и каяков, швертботов и надувных лодок, РИБов и рафтов, SUPов и катамаранов, плотов и плавучих платформ.
Широко представлены были очные и дистанционные обучающие программы для шкиперов и судоводителей с прицелом на аттестацию ГИМС и сертификаты ICC, включая и новое мобильное приложение с правилами и знаками. География предлагаемых регат охватывала водоёмы от Канала имени Москвы и северных озёр – и до полярных широт и океанских просторов.
Cтатистика предпочитаемых дайв-направлений ожидаемо показывает, что Египет, несмотря на ограничения авиаперевозок, неизменно лидирует по популярности.
Лишь чуть больше половины дайверов выезжали в 2021 году нырять за границу, при этом 55% нырявших погружались в 2021 году в Египте, из них почти две трети из них (абсолютные 34%) не выезжали больше никуда, кроме как в Египет. Общая география заметно сузилась: топ-10 покрывают 92% всего разнообразия направлений. Ранее популярные Мексика, Куба, Вьетнам выпали из топ-10, Индонезия, Филиппины, Иордания – выпали даже из топ-20.
Очевидно, что в карантинный год популярность направлений определялась прежде всего их технической и санитарной доступностью – тогда как до всех ограничений решающее значение имели, например, прямые авиарейсы из Москвы.
Даты восьмой выставки Moscow Dive Show 2023 уже назначены: с 9 по 12 февраля, с четверга по воскресенье. Место то же самое: Гостиный двор, почти 10 тысяч квадратных метров полезной площади. Будет ещё лучше и праздничнее! К лету обновляется планировка залов, и с этого момента не подтверждённые депозитами стенды открываются для свободного букирования.
Важно напомнить: Moscow Dive Show – единственная водная выставка планеты, которая ни разу не была отменена в карантин и полноценно проводилась и в 2020 году, и в 2021, и в 2022.
Бронировать стенды на Moscow Dive Show 2023 можно и нужно по мейлу sale@diveshow.ru – а текущие актуальные новости выставки читать на сайте diveshow.ru